Главная Написать письмо Twitter Facebook RSS Новости

Стрессовое интервью


Стрессовое интервью или собеседование с его элементами может оказаться как полезным, так и опасным, причем как для кандидата на должность, так и для работодателя, но, несмотря ни на что, данный метод имеет плюсы и своих сторонников. В целом, как показывают опросы среди эйчаров различных компаний, включить элементы стресса в обычное интервью готовы 65% кадровых специалистов, меньше – около половины – могут задать хотя бы один вопрос в некорректной или грубой форме; личные и интимные вопросы предпочитают около трети всех кадровиков.

Опытные кадровые работники, отвечая на вопрос, может ли быть подобное интервью необходимым, отвечают положительно, но с оговоркой, что оно уместно при найме сотрудника, должность которого предполагает большое количество стрессовых ситуаций. Среди таких должностей эйчары указывают топ-менеджеров различных отраслей и их помощников, менеджеров по продажам и по работе с клиентами, рекламных и страховых агентов, журналистов, секретарей, офис-менеджеров, но одно из почетных мест в этом списке занимают сотрудники службы безопасности. Применяя к ним стрессовые интервью, руководитель желает знать, останется ли данный работник хладнокровным и уверенным в нестандартных условиях и сможет ли обеспечить порядок на вверенном ему участке.

Вместе с тем руководитель и кадровая служба должны быть готовы к тому, что метод испытания стрессом может быть принципиально не принят частью достойных кандидатов – просто потому, что им не нужно срочно трудоустраиваться, а также к тому, что ряд не прошедших отбор соискателей обязательно опишет «прием» и свои негативные эмоции в блогосфере. Если же компания уверена, что овчинка стоит выделки, можно попробовать…

…начать с телефонного звонка
Звонок кандидату, особенно в не совсем подходящее время – обеденное, после окончания рабочего дня или пораньше утром, способен сказать кадровому работнику многое, например, если застигнутый врасплох соискатель начнет оправдываться после вопроса: «Я вас разбудил?», или же, наоборот, подтвердит этот факт, спокойно продолжит разговор или попросит перезвонить ему в более удобное время.

Телефонный разговор перед личным интервью имеет и другие преимущества для эйчара: кандидат на должность не может видеть собеседника, не может блеснуть перед ним выправкой, деловым костюмом и другими деталями, которые обычно используются, чтобы воздействовать визуально. Поэтому соискатель может несколько сбиваться, отвечать на вопросы без должной степени уверенности, особенно если кадровый работник спрашивает его быстро, а затем торопливо назначает встречу и кладет трубку. В данном случае лучшей характеристикой потенциальному сотруднику службы безопасности будет ответный звонок, в котором он сможет и сам задать интересующие его вопросы, – это укажет на отсутствие в претенденте страха перед уверенными людьми, а также на желание до конца разобраться в неясной ситуации, что очень важно для подобного рода работников.

Личная беседа
Большинство кадровых работников считает, что стресс-интервью в своей идеальной форме – с откровенными вопросами, хамством и т.п. – однозначно вредно, особенно при отборе топ-менеджмента, поскольку в результате компания получит либо готового ради денег на все унижения сотрудника, который впоследствии может стать самым уязвимым звеном в системе безопасности, либо же беспринципного человека, который может попробовать нажиться на активах компании или даже захватить власть в свои руки. В этой связи золотой серединой представляется интервью, сочетающее традиционные методы со стрессовыми, в том числе с каверзными или неожиданными вопросами и заявлениями вроде заданного в полусерьезной форме вопроса: «Вы когда-нибудь сидели в тюрьме? Нет? А говорят, что каждый настоящий мужчина должен отбыть срок. Вы же настоящий мужчина?»

Вместе с тем персоналу отдела кадров вряд ли стоит тратить свои силы и нервы на всех подряд кандидатов, поэтому стресс-интервью должно коснуться только тех, в ком есть большая заинтересованность (на 75%). Другими словами, из общей массы кандидатов, насчитывающей иногда тысячи резюме, победителями стресс-интервью, как правило, оказываются от двух до пяти человек, которые и будут впоследствии удостоены беседы непосредственно с руководством компании.

Зачастую первый стресс, с которым сталкивается кандидат, едва придя в компанию, – испытание ожиданием. Несмотря на то что соискатель явился строго в назначенный час, кадровая служба изображает занятость другими делами, то и дело просит подождать «еще минутку», одним словом, на этом этапе делается все, чтобы показать кандидату, что его приход не так уж и важен.

Если человек, претендующий на вакансию в службе безопасности компании, проявляет нервозность в данной ситуации – это означает, что он фактически расписывается в собственной профнепригодности, поскольку одно из важнейших качеств сотрудников этого рода – выдержка. Гораздо лучше по крайней мере для рядового сотрудника, если он достанет книгу, ридер или нетбук и отвлечется от неприятной ситуации. Таким образом, рекрутер сможет убедиться в том, что соискатель владеет собой, не раздражается из-за необходимости ждать, а кроме всего прочего проявляет интерес к познанию, что может быть только похвально. Но если так ведет себя сотрудник, претендующий на должность рангом повыше, то это знак рекрутеру продолжать испытывать его – в этом случае у эйчара есть возможность нанять нацеленного на карьерный рост сотрудника за меньшие деньги.

Человек, который и в самом деле заслуживает руководящей должности, не станет тратить бесконечно долгое время на ожидание собеседования, и поэтому он вскоре задаст вызвавшему его кадровому работнику вопрос, по какой причине откладывается встреча, сообщит, что у него больше нет времени на ожидание, и вознамерится покинуть офис компании. В этом случае, пока соискатель еще не успел дойти до лифта или хотя бы до машины, рекрутеру следует тут же найти время для собеседования или перезвонить, чтобы перенести встречу.

Встречу неожиданно для соискателя проводят в некомфортных условиях начиная с того, что в комнате могут курить несколько человек, лампа якобы случайно может светить в лицо, проходящий мимо человек может толкнуть соискателя, да и предложенный ему стул будет опасно качаться. Для опытного сотрудника службы безопасности перечисленные досадные мелочи должны быть, по сути, штатными, поэтому он постарается устранить их, проявляя одновременно самоуважение и терпение – попросит заменить стул, повернуть лампу в другую сторону и т.п. Если же кандидат негативно относится к присутствию в комнате курящих, это должно побудить эйчара, не тратя времени зря, предложить ему выбор между здоровьем и работой в данной компании, поскольку данная стрессовая ситуация, скорее всего, говорит о том, что работнику придется регулярно сталкиваться с курящими людьми.

Необходимым элементом интервью почти всегда является анкетирование, и элементы стрессовых ситуаций можно включить и в него: соискателя можно попросить заполнить анкету в помещении, где заняты все стулья или их нет вовсе; анкета может включать в себя значительное количество вопросов, ответы на которые займут много времени, а затем от кандидата потребуется переписать анкету, поскольку его почерк посчитают неразборчивым. Сотрудник службы безопасности, с одной стороны, должен проявить максимальное терпение при заполнении утвержденного руководством документа и переписать его при необходимости, демонстрируя терпимое отношение к рутинной работе, но вместе с тем будет хорошим признаком, если он не будет делать это, согнувшись у подоконника, а спросит, где ему можно присесть за стол.

Во время беседы по мотивам анкеты соискателя часто подвергают грубостям и откровенным вопросам, самые распространенные подобные вопросы звучат так: «А Вы уверены, что стоите этих денег? А почему? Чем Вы лучше других кандидатов?», «Когда у Вас появятся дети, наверняка будете искать зарплату побольше?» В ряде случаев это оправданно, поскольку сотрудник службы безопасности может сталкиваться с выводящими из себя ситуациями каждый день. Комментарии по поводу личностных характеристик, опыта работы, порой даже об интимных вещах интервьюер может отпускать или как будто случайно, или в требовательной форме, или, перебивая отрепетированный дома рассказ о том, какими навыками кандидат овладел на своем прошлом месте работы, – с единственной целью сбить собеседника с толку, вызвать раздражение или смутить. Кадровые службы практикуют также участие в интервью двух рекрутеров – «доброго» и «злого», которые вдобавок не только перебивают соискателя, но и ссорятся друг с другом, умудряясь при этом обвинять соискателя в причинах их ссоры.

По итогам личной беседы эйчар должен убедиться, что соискатель отдает себе отчет в происходящем и помнит о том, что интервью, на котором он присутствует в качестве мишени, – это всего лишь игра. Хуже всего, если соискатель обижается или начинает всерьез спорить с интервьюером, а лучше всего – находчиво и с достоинством отражает нападения. К примеру, если рекрутер отозвался пренебрежительно о достижениях сотрудника службы безопасности на прошлом месте работы, идеальным ответом со стороны соискателя станет просьба обосновать это утверждение, а если рекрутер интересуется, зачем соискатель вообще пришел в компанию, то невзирая на тон и перебивания соискатель должен рассказать о своих сильных качествах, которые могут быть полезны организации.

Эйчар обязан помнить, что соискатель не обязан отвечать на личные вопросы, поскольку их суть не касается его профессиональной деятельности. Но тем не менее реакция на вопрос, к примеру, как относятся жена и дети соискателя к его опасной профессии, к риску получить травму на рабочем месте или даже погибнуть, может продемонстрировать разные чувства – от сожаления по поводу выбранной профессии до спокойной уверенности в том, что при правильной организации дела никто не пострадает. Так же как и другие стрессовые элементы, этот показывает самообладание кандидата, уверенность в своих поступках и демонстрирует степень общей осмотрительности.

Еще одним важным качеством для сотрудника службы безопасности является его бескомпромиссность, но не в смысле только неукоснительного соблюдения служебных инструкций, а в смысле отношения к своей работе. Кадровый специалист, осознавая, что сидящий перед ним человек может стать одним из финалистов отбора, и видя, что и соискатель это понимает, внезапно со вздохом сообщает тому, что, скорее всего, он не будет утвержден на должность. И пока соискатель пытается прийти в себя, рекрутер спрашивает, не будет ли тот против хотя бы подзаработать, слив информацию об особенностях системы безопасности на его прошлом месте работы, об основных клиентах и т.п. Отказ от подобного предложения характеризует соискателя как высокоморального человека, имеющего высокую степень личной и профессиональной честности. Важно, чтобы сотрудник мог поставить себя выше любой сомнительной или потенциально опасной ситуации, не сомневаться в своих действиях и быть в состоянии взять на себя ответственность за любое развитие событий.

Раздел: Служба персонала
Дата: 13-03-2012




Имя:

Комментарий:


Код подтверждения:
№8 - 2013


В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
Календарь
01.01.1970



Copyright © 2000-2017 "Центр Компьютерного моделирования "Перспектива" Тел: +7 (926) 011-67-54 E-mail: info@csc.ru
Новости | Интервью | Пресс-релизы | События

Все поля необходимы для заполнения.






Введите e-mail указанный при регистрации.



Для того чтобы иметь доступ к полному тексту статьи необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.
Для того чтобы иметь возможность просматривать журнал необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.

Макеты принимаются на компакт-дисках CD-R ,CD-RW, DVD-R, DVD-RW, устройствах, поддерживающих USB. Файлы также могут быть отправлены с помощью электронной почты.

Редакция журнала "Безопасность: информационное обозрение" серьезно относится к художественному оформлению журнала. В случае, если рекламные макеты вызывают замечания с художественной точки зрения, редакцией журнала может быть предложена разработка нового оригинал-макета.

Требования к форматам файлов

Макеты в прочих форматах обсуждаются индивидуально.

Не принимаются оригинал-макеты в форматах Microsoft Word, Excel, Power Point.

Требования к элементам макета издания

Все элементы, печатаемые в край полосы (под обрез) должны иметь "вылет" за край обрезного формата (доливку под обрез) - 5 мм.

Требования к содержанию рекламных материалов:

• Рекламные материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
• Реклама должна соответствовать содержанию той страницы сайта, на которую ведет рекламная ссылка, быть достоверной, не вводить потребителя в заблуждение.

Требования к сайту рекламодателя:

• На странице сайта рекламодателя, на которую ведет рекламная ссылка, не должны открываться дополнительные окна (PopUp или PopUnder).
• Страница, на которую ведет рекламная ссылка, должна корректно открываться в браузере и не содержать ошибок скриптов и программ.
• Если страница сайта, на которую ведет рекламная ссылка, при размещении или в ходе рекламной кампании не отвечает или открывается некорректно, размещение будет приостановлено до исправления ошибки.

Иные требования:

• Администрация Securityinfowatch.ru оставляет за собой право отклонить любой рекламный материал без объяснения причин.

Поддерживаемые форматы баннеров

Поддерживаемые форматы JPG, PNG.

Размеры размещаемых баннеров в пикселях 990x90, 728x90, 245x245, 245x50.

Допустимый размер баннера в килобайтах определяется его размером в пикселях:

Рекламный баннер должен иметь видимые границы, т.е. быть обведенным в рамку, не совпадающую с цветом фона (по умолчанию белым).

При необходимости наши специалисты изготовят необходимый Вам баннер. Условия изготовления и расценки обсуждаются индивидуально и зависят от уровня сложности работ.