Главная Написать письмо Twitter Facebook RSS Новости

Экспаты среди нас


Потребность в экспатах – приглашенных специалистах из других стран – появилась в России не так давно, но с тех пор успела эволюционировать. Если в период становления постсоветских предприятий экспаты рассматривались как своего рода мессии, способные быстро наладить работу в компании и поставить ее на ноги, то в последние годы иностранный специалист – это скорее инструмент, эффективность которого зависит от людей, в чьих руках он находится.

Зачем они нужны
Экспаты появляются в первую очередь в тех организациях, которые намерены выйти на мировой рынок, а это значит, что им не обойтись без современных бизнес-технологий. Пока отечественные компании научатся планомерно готовить себе кадры – отбирать талантливую молодежь, направлять на обучение в лучшие деловые университеты мира, трудоустраивать и удерживать на рабочих местах – пройдет немало времени. На нынешнем этапе проще воспользоваться иностранным опытом, а заодно извлечь из этого максимум пользы – в контракте высококвалифицированного иностранного специалиста обязательно должен быть пункт о передаче опыта кадровому резерву, преемникам.

Плюсы от присутствия грамотных экспатов в компании налицо: организация и оптимизация производственных процессов, внедрение высоких технологий, стимул для сотрудников учиться и увеличивать свой потенциал, повышение инвестиционной привлекательности компании, возможность незатруднительного ведения дел с иностранными партнерами, выход на IPO и пр.

Несмотря на продолжительность и высокую стоимость оформления экспата для работы в России, игра однозначно стоит свеч, и данные статистики это наглядно подтверждают: в России трудится не менее 150 тыс. экспатов, причем 90% из них – мужчины. Три четверти экспатов зарабатывают в России больше, чем у себя на родине; более трети всех экспатов в России имеют заработок 250 тыс. долл. в год и больше, а в целом своей работой довольны более 80% иностранных специалистов.

Опрос компании Antal Russia, одной из крупнейших рекрутинговых компаний в России и СНГ, специализирующихся на подборе менеджеров среднего и высшего управленческих звеньев, также подтверждает, что 82% экспатов в России зарабатывают больше, чем могли бы получать в других странах, а кроме того, имеют более широкие перспективы для карьерного роста. С этим утверждением согласны и российские специалисты: по мнению 78% респондентов, их иностранные коллеги получают более высокие зарплаты, чем отечественные специалисты на аналогичных должностях.

Где взять
Примеров успешной работы экспатов в России достаточно: иностранцы трудятся в подразделениях западных компаний Ernst & Young, PricewaterhouseCoopers, Mars, Philip Morris, Pepsi-Cola, Coca-Cola, Cisco, Nestle, а также практически во всех ритейлерах. В качестве яркого примера можно привести компанию «Глория Джинс», рост розничной торговли в которой за последние пять лет увеличился до пяти раз, а ежегодный рост оборотов составил 45%.

Основную трудность для еще неустойчивых компаний, желающих утвердиться на рынке, представляет поиск нужных кандидатур на столь важную вакансию, как директор по развитию. Поиск «вручную», по знакомым в этой сфере редко приносит удачные решения, к тому же есть риск нарваться на вредителя, услужливо подсунутого конкурентами. Поэтому HR-специалисты настоятельно рекомендуют не тратить зря время и силы, а сразу обратиться в кадровое агентство, причем лучше всего зарубежное и с проверенной репутацией. Безусловно, это обойдется компании дороже, но в конце концов принесет прибыль.

Скорость, с которой зарубежные кадровые агентства предложат первых кандидатов, наверняка порадует вас, но не стоит пренебрегать и мерами предосторожности, ведь в Европе кризис, а в Новом Свете – переизбыток рабочей силы. Помочь в принятии правильного решения может уже имеющийся в компании экспат, видящий различия в менталитетах и знающий потребности своего работодателя.

Кто они
Кто же едет в Россию на работу? В любом случае это личности неординарные и способные на волевые решения, но мотив, безусловно, у всех одинаков – Россия развивается быстрыми темпами, поэтому здесь есть возможность хорошо заработать и получить бесценный практический опыт. Несмотря на то что период преклонения перед иностранцами в России уже прошел, и зарплаты экспатов и отечественных топ-менеджеров примерно равны, первые все равно в плюсе. Высокооплачиваемый иностранец зачастую обеспечен бесплатным проживанием в комфортабельной квартире, медицинской страховкой, автомобилем (иногда с водителем). Если экспат проживает в России с семьей, то его детям гарантированно предоставляется образовательное учреждение при посольстве, а если его семья осталась на родине, то компания-наниматель может взять на себя расходы, связанные с регулярными поездками на родину.

Но какими бы заманчивыми ни были предложения о сотрудничестве в другой стране, состоявшийся человек – с блестящей карьерой, устроенным бытом и семьей, сложившимся кругом общения – не бросит всё ради сомнительных перспектив в чужой, еще недавно враждебной стране. В этой связи гуру бизнес-технологий максимум приедут к заказчику, чтобы засвидетельствовать ему свое уважение или присутствовать на открытии громкого совместного проекта, но вести дела предпочтут через инициативного менеджера среднего звена. Для последнего ответственная позиция в известной компании станет шансом выбиться в руководители и самому наработать заветный капитал, а потому даже переезд в другую страну его не испугает, ведь на кон поставлено благополучие его самого и нескольких поколений его потомков. «Амбиции» – совсем не ругательное слово на Западе, а удачная работа по контракту в России станет для такого смелого человека украшением послужного списка.

С другой стороны, далеко не все, кто отважился приехать в Россию, способны принести ощутимую пользу компании. Большинство экспатов, по признанию российских руководителей, на поверку оказываются «пустышками» – действительно работать, осознавать свои действия и нести за них ответственность способен лишь каждый пятый из приглашенных специалистов. Причинами тому являются разность бизнес-культур, менталитетов, недостаточное знание игроков западного рынка и т.п. Немаловажным фактором становится также и то, что в глазах среднего россиянина иностранец – фигура очень важная, поэтому для того, чтобы у работодателя открылись глаза на некомпетентность экспата, тот должен сильно проштрафиться. На деле это зачастую означает провал проекта.

Не будем забывать также и о тех, кто имеет криминальное прошлое на родине и теперь хотел бы начать жизнь в другой стране, возможно, даже под новым именем и с «позаимствованным» резюме. В первую очередь, это экономические мошенники, которые с легкостью соглашаются сменить место жительства в надежде беспрепятственно нарушить закон и нажиться.

У экспатов в России есть еще один важный враг, о котором они предупреждены, но все равно не могут с ним справиться, – стресс. Хотя экспат в России зарабатывает больше, чем в других странах, вместе с тем работа в нашей стране несет для иностранца существенное количество рисков и сложных ситуаций. Даже столицы – по западным меркам, вполне пригодные для проживания города – иностранцу представляются опасным местом, и в части криминального неблагополучия, и в части недружелюбия населения, не говоря уже о проблемах с муниципальным транспортом, климатом и пр. Согласно исследованию британского банка HSBC в рейтинге комфортности проживания Россия занимает 26-е место из 28: хуже дела обстоят только в Индии и Катаре. Для справки отметим, что лучше всего иностранные специалисты чувствуют себя в Канаде, Австралии и Таиланде.

Что русскому хорошо, то экспату…
Непредсказуем для экспата также и сам российский бизнес: мало того что он за короткое время может поменять стратегическое направление, так еще и генеральный директор предприятия, поддавшись влиянию помощников, может направить сотрудника на другой, незнакомый участок работы или вовсе отказаться от его услуг. Раздражающим фактором для иностранного специалиста может стать отсутствие четкого разделения полномочий в коллективе, невозможность заставить российских менеджеров работать и отчитываться по западным стандартам, их пассивность, техническая малограмотность, стремление побыстрее закончить работу или же переложить ее на плечи другого.

Сотрудник-иностранец, твердо уверенный в своей правоте, в стремлении выполнять условия контракта может наломать дров и довести ситуацию до взрывоопасного положения. Но увольнения и выговоры работникам, ведущим сделки стоимостью в миллионы долларов, не приведут к упрочению компании на рынке, скорее лишь к увольнению самого экспата. Таким образом, высокооплачиваемый и рекомендованный иностранец фактически может не оптимизировать, а затормозить работу компании. Это утверждение тем более верно, что, по мнению некоторых российских бизнесменов, из-за привычки к размеренному образу жизни и работы экспаты не в состоянии приспособиться к быстрому ритму отечественных компаний.

Непривычная обстановка, различия в менталитетах, языковой барьер, разлука с близкими, производственная неразбериха, а также излишняя настойчивость, применение неверных бизнес-моделей и пренебрежение коммуникациями с сотрудниками – все это чревато тем, что экспат принесет компании лишь хлопоты. Недовольство стилем управления иностранца и его высокомерием приводит к тому, что коллектив видит лишь формальное исполнение им обязанностей и дистанцируется от неугодного коллеги.

Спасти экспата
В идеале подготовка иностранного специалиста, приглашенного на работу в другую страну, должна стартовать задолго до начала срока контракта – путем погружения в специфику ведения дел, знакомства с будущими коллегами, командировок, возможно, стажировки. В случае если это невозможно, рекомендуется познакомить экспата не только с корпоративной культурой, но и с культурой страны.

Эти меры помогут минимизировать культурный и эмоциональный шок приглашенного сотрудника и будут способствовать его скорейшей адаптации и включению в рабочий процесс. Постепенное вхождение иностранного специалиста в курс дел позволит работодателю в числе прочего убедиться, что данный человек подходит компании (в том числе руководителям подразделений и топ-менеджерам) по стилю управления, а это, в свою очередь, сохранит многим людям нервы, а возможно, и рабочие места. Коллектив компании с большей охотой примет в качестве руководителя знакомое лицо, зарекомендовавшее себя с положительной стороны. Последовательное включение в работу компании поможет службе безопасности выявить нежелательные настроения в коллективе и нейтрализовать их, к тому же деловому общению между сотрудниками будет предшествовать неформальное, что, несомненно, сблизит их.

При найме высокооплачиваемого экспата рекомендуется хотя бы на первое время выделить для него специальную штатную единицу – человека, который займется помощью в подборе жилья, выполнит роль переводчика и т.п. Помните, что экспат – это своего рода гость, однако обладающий строго очерченными контрактом условиями пребывания в новом «доме». И взаимовыгодное сотрудничество во многом зависит от того, насколько четко обе стороны будут соблюдать установленные в компании «правила игры» и смогут ли они стать единомышленниками.

Раздел: Служба персонала
Дата: 15-01-2013




Имя:

Комментарий:


Код подтверждения:
№8 - 2013


В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
Календарь
01.01.1970



Copyright © 2000-2017 "Центр Компьютерного моделирования "Перспектива" Тел: +7 (926) 011-67-54 E-mail: info@csc.ru
Новости | Интервью | Пресс-релизы | События

Все поля необходимы для заполнения.






Введите e-mail указанный при регистрации.



Для того чтобы иметь доступ к полному тексту статьи необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.
Для того чтобы иметь возможность просматривать журнал необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.

Макеты принимаются на компакт-дисках CD-R ,CD-RW, DVD-R, DVD-RW, устройствах, поддерживающих USB. Файлы также могут быть отправлены с помощью электронной почты.

Редакция журнала "Безопасность: информационное обозрение" серьезно относится к художественному оформлению журнала. В случае, если рекламные макеты вызывают замечания с художественной точки зрения, редакцией журнала может быть предложена разработка нового оригинал-макета.

Требования к форматам файлов

Макеты в прочих форматах обсуждаются индивидуально.

Не принимаются оригинал-макеты в форматах Microsoft Word, Excel, Power Point.

Требования к элементам макета издания

Все элементы, печатаемые в край полосы (под обрез) должны иметь "вылет" за край обрезного формата (доливку под обрез) - 5 мм.

Требования к содержанию рекламных материалов:

• Рекламные материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
• Реклама должна соответствовать содержанию той страницы сайта, на которую ведет рекламная ссылка, быть достоверной, не вводить потребителя в заблуждение.

Требования к сайту рекламодателя:

• На странице сайта рекламодателя, на которую ведет рекламная ссылка, не должны открываться дополнительные окна (PopUp или PopUnder).
• Страница, на которую ведет рекламная ссылка, должна корректно открываться в браузере и не содержать ошибок скриптов и программ.
• Если страница сайта, на которую ведет рекламная ссылка, при размещении или в ходе рекламной кампании не отвечает или открывается некорректно, размещение будет приостановлено до исправления ошибки.

Иные требования:

• Администрация Securityinfowatch.ru оставляет за собой право отклонить любой рекламный материал без объяснения причин.

Поддерживаемые форматы баннеров

Поддерживаемые форматы JPG, PNG.

Размеры размещаемых баннеров в пикселях 990x90, 728x90, 245x245, 245x50.

Допустимый размер баннера в килобайтах определяется его размером в пикселях:

Рекламный баннер должен иметь видимые границы, т.е. быть обведенным в рамку, не совпадающую с цветом фона (по умолчанию белым).

При необходимости наши специалисты изготовят необходимый Вам баннер. Условия изготовления и расценки обсуждаются индивидуально и зависят от уровня сложности работ.