Главная Написать письмо Twitter Facebook RSS Новости

Поведение в экстремальных условиях сотрудников службы безопасности


Экстремальные ситуации могут возникнуть в любой области человеческой деятельности и затронуть достаточно большое количество людей, их родных и близких, просто знакомых, сторонних наблюдателей. Произошедшие теракты, природные и техногенные происшествия остаются на слуху продолжительное время, но в жизни каждого человека есть и свои личные экстремальные ситуации. Некоторые из них, к сожалению, невозможно разрешить без участия специально подготовленных людей, оказывающих помощь попавшим в беду. Важно, чтобы люди во время экстремальной ситуации могли найти содействие и понимание со стороны профессионалов, но не менее значима и способность самих сотрудников служб безопасности отдавать себе отчет в своих действиях и влиять на течение экстремальной ситуации.

Предупрежден – значит вооружен
Специалистами давно установлено, что во время стресса, наступающего в результате чрезвычайной ситуации, личностное своеобразие человека теряется на фоне инстинкта самосохранения. На смену житейским принципам приходят древние защитные механизмы, заставляющие человека в панике бежать из опасного места и совершать подчас безрассудные поступки. Тем более важно для тех, кто решил связать свою судьбу со службой безопасности, обладать специфическими навыками, благодаря которым в критической ситуации человек будет сохранять спокойствие и контролировать происходящее.

Помимо отработки физических навыков, составляющей основу тренингов военизированных подразделений, большое значение имеет специальная психологическая подготовка. Целью таких занятий является тренировка волевых качеств сотрудника – самообладания, наблюдательности, решительности, выдержки, психологической устойчивости. В результате учащиеся приобретают необходимые навыки, а их руководство получает представление о психологической устойчивости каждого из своих сотрудников, адекватности и эффективности предпринимаемых ими действий, что, в свою очередь, позволяет осуществить отбор кандидатов для прохождения более сложного уровня подготовки.

Результаты многолетних исследований военных психологов показывают, что лишь четверть людей, оказывающихся в местах ведения военных операций, способна управлять своими чувствами – в силу врожденных качеств или благодаря специальной подготовке. Остальные три четверти не владеют собой и нуждаются в твердом руководстве. При этом пятая часть даже опытных сотрудников спецподразделений испытывает трудности с самоконтролем при ликвидации последствий катастроф. В данной связи особое значение имеет психологическая подготовка людей, которые по своей профессиональной деятельности часто сталкиваются с экстремальными ситуациями - это в первую очередь представители силовых структур и организаций, занимающихся обеспечением безопасности граждан.

Перед лицом опасности
Сотрудники частных служб безопасности, как правило, не учитываются при составлении планов государственных сил чрезвычайного реагирования, и совершенно зря, поскольку во многих случаях именно частная охрана может совершить первые действия при наступлении экстремальной ситуации. Пока уполномоченные органы получают информацию о происшествии, оценивают ситуацию и прибывают на место, частная охрана уже может принять незамедлительные меры, благодаря которым будут спасены многие жизни.
К сожалению, многие частные охранные предприятия экономят на подготовке сотрудников служб безопасности, проводя их поверхностное обучение и полагаясь на то, что охранники получат необходимый опыт непосредственно на месте работы. Между тем способность управлять своим состоянием, подавлять панику и успокаиваться в кратчайшие сроки вряд ли возникнет сама по себе и должна быть приобретена в ходе специальных тренингов по отработке навыков действий в экстремальных ситуациях.

Ученые отмечают, что важнейшим элементом самоконтроля является восстановление глубокого и ровного дыхания, что позволит расслабиться и мышцам. Это необходимо еще и потому, что постоянное напряжение быстро приводит к переутомлению и, как следствие, к снижению умственных способностей, замедлению реакции. Для того чтобы быстрее успокоиться, можно представить мирный пейзаж, задать самому себе простые вопросы или попробовать вспомнить какие-либо даты или названия. Трата времени на подобное занятие в дальнейшем оправдает себя, поскольку от одного спокойного человека во время ЧС гораздо больше прока, чем от испуганной толпы.

В случае если экстремальная ситуация связана с агрессивно настроенным человеком и угрозой совершения им террористического акта, параллельно с применением релаксирующих методик рекомендуется оценить личность нападающего. Интерес для сотрудника военизированной охраны представляет не только комплекция агрессора и степень его адекватности, но также отличительные черты внешности и особенности поведения, которые сами по себе могут сказать многое. К примеру, чрезмерно возбужденное состояние, излишняя веселость, следы от уколов выдают в нападающем наркомана, а разговоры об особой роли нападающего в этом мире и его миссии свидетельствуют об обострении психического заболевания.

В дальнейшем следует поддерживать с нападающим вербальное общение, как можно дольше не переходя к физическому воздействию, чтобы избежать агрессии с его стороны. Целью общения является выяснение причин нападения – бред душевнобольного человека или чей-то заказ. Основные правила такого общения – не вступать с агрессором в спор, выслушивать его, но не принимать его сторону. Иными словами, даже если нападающий уверяет, что сегодняшним утром его дом посетили инопланетяне, не стоит разубеждать его в этом; гораздо эффективнее будет с максимально возможным интересом спросить, о чем они беседовали. Но не придумывать на ходу такую же историю о себе. «Чтобы понять, что другой человек пытается вам сказать, вы должны предположить, что то, о чем он говорит, – правда, и попытаться понять, в чем же заключается правдивость его высказывания», – рекомендует американский психолог Джордж Армитаж Миллер.

Если нападающих несколько, то опасность возрастает в геометрической прогрессии, поскольку выйти победителем из общения с несколькими агрессорами под силу только специалисту экстра-класса. Однако если нападение не было совершено сразу, стоит попытаться узнать, чего ждет группа нападающих. Для этого необходимо определить лидера группы и адресовать вопросы прямо или косвенно к нему. Для общения специалисты рекомендуют выбрать тон, близкий к языку лидера группы, без заигрываний и без оскорблений, а дальнейшее развитие ситуации зависит от физической подготовки сотрудника службы безопасности, намерений нападающих, возможности отступления и т.д.

Ситуация серьезно осложняется при проникновении агрессора или группы в дом или при любом их контакте с родными и близкими жертвы. В целом все вышеперечисленное применимо и в данном случае, но необходимо успокоить родных, убедить их не делать резких движений и не раздражать агрессоров. Хорошим приемом считается уговорить агрессора поесть – после этого он должен смягчиться, но лучше избегать совместного распития алкогольных напитков, если только в доме нет бутылок с «секретом», содержащих снотворные вещества.

Достаточно удачной считается методика, когда сотрудник службы безопасности не только контролирует ситуацию, а держится, образно выражаясь, на одну ступеньку выше нападающего, т.е. при любом стечении обстоятельств заставляет испытывать к себе уважение. Психологи рекомендуют взывать к обычным человеческим качествам нападающего, к примеру, при угрозе физической расправы можно спросить агрессора, какую выгоду он извлечет, если сделает кому-то больно?; если он выказывает страх – можно попытаться усугубить это переживание, если уместно – пошутить и опять же добиться улучшения расположения духа агрессора. При малейших признаках гнева – красноте лица, вздувшихся жилах и т.п. – владеющий определенными навыками должен выступить в роли психолога, чтобы успокоить нападающего и не дать ему навредить еще кому-либо.

Деятельность негосударственных структур правопорядка в России законодательно принята 20 лет назад, но тем не менее пока работ, посвященных вопросам психологической подготовки сотрудников частных охранных структур, крайне мало. Можно лишь надеяться, что после принятия нормативно-правового акта о служебной подготовке охранников вопросы психологического обеспечения частной охранной деятельности будут прорабатываться в нашей стране более подробно.

Раздел: Физическая защита
Дата: 14-10-2013




Имя:

Комментарий:


Код подтверждения:
№8 - 2013


В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
Календарь
01.01.1970



Copyright © 2000-2017 "Центр Компьютерного моделирования "Перспектива" Тел: +7 (926) 011-67-54 E-mail: info@csc.ru
Новости | Интервью | Пресс-релизы | События

Все поля необходимы для заполнения.






Введите e-mail указанный при регистрации.



Для того чтобы иметь доступ к полному тексту статьи необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.
Для того чтобы иметь возможность просматривать журнал необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.

Макеты принимаются на компакт-дисках CD-R ,CD-RW, DVD-R, DVD-RW, устройствах, поддерживающих USB. Файлы также могут быть отправлены с помощью электронной почты.

Редакция журнала "Безопасность: информационное обозрение" серьезно относится к художественному оформлению журнала. В случае, если рекламные макеты вызывают замечания с художественной точки зрения, редакцией журнала может быть предложена разработка нового оригинал-макета.

Требования к форматам файлов

Макеты в прочих форматах обсуждаются индивидуально.

Не принимаются оригинал-макеты в форматах Microsoft Word, Excel, Power Point.

Требования к элементам макета издания

Все элементы, печатаемые в край полосы (под обрез) должны иметь "вылет" за край обрезного формата (доливку под обрез) - 5 мм.

Требования к содержанию рекламных материалов:

• Рекламные материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
• Реклама должна соответствовать содержанию той страницы сайта, на которую ведет рекламная ссылка, быть достоверной, не вводить потребителя в заблуждение.

Требования к сайту рекламодателя:

• На странице сайта рекламодателя, на которую ведет рекламная ссылка, не должны открываться дополнительные окна (PopUp или PopUnder).
• Страница, на которую ведет рекламная ссылка, должна корректно открываться в браузере и не содержать ошибок скриптов и программ.
• Если страница сайта, на которую ведет рекламная ссылка, при размещении или в ходе рекламной кампании не отвечает или открывается некорректно, размещение будет приостановлено до исправления ошибки.

Иные требования:

• Администрация Securityinfowatch.ru оставляет за собой право отклонить любой рекламный материал без объяснения причин.

Поддерживаемые форматы баннеров

Поддерживаемые форматы JPG, PNG.

Размеры размещаемых баннеров в пикселях 990x90, 728x90, 245x245, 245x50.

Допустимый размер баннера в килобайтах определяется его размером в пикселях:

Рекламный баннер должен иметь видимые границы, т.е. быть обведенным в рамку, не совпадающую с цветом фона (по умолчанию белым).

При необходимости наши специалисты изготовят необходимый Вам баннер. Условия изготовления и расценки обсуждаются индивидуально и зависят от уровня сложности работ.