Главная Написать письмо Twitter Facebook RSS Новости

Саботаж сотрудников: Распознать и обезвредить


Согласно исследованию KPMG половина всех злоумышленных действий, направленных против компании, осуществляется ее сотрудниками. И одной из форм инсайдерских действий является саботаж, который может затрагивать самые различные аспекты деятельности организации и, как следствие, стать предпосылкой для нарушения ее ключевых бизнес-процессов. Саботаж как явление, способное нанести серьезный удар по безопасности и жизнеспособности бизнеса, несомненно, заслуживает самого пристального внимания со стороны кадровой службы любой компании. Попробуем разобраться, почему возникают ситуации противодействия сотрудников руководству, как их вовремя выявить и предотвратить негативные последствия.

Для начала стоит определиться с терминологией. В толковом словаре Ушакова для саботажа приводятся два определения. Во-первых, это умышленно-недобросовестное исполнение обязанностей, уклонение от работы или злостный срыв работы при соблюдении видимости ee выполнения. Во-вторых, это стремление помешать осуществлению чего-нибудь при помощи скрытого, замаскированного противодействия. Интересную трактовку термина «саботаж» можно найти в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, под редакцией А.Н. Чудинова: это прием борьбы труда с капиталом, состоящий в нанесении нанимателям всяческих убытков и притом такими способами, которые не предусмотрены прямо уголовным законом.

Цели саботажа
Двойственная природа термина выявляет существенные различия в целях, которые преследуют инициаторы саботажа. Исходя из определения саботажники могут оказаться инсайдерами, готовыми без тени сомнения нанести максимально болезненный удар по компании в отместку за некоторые действия руководства (например, взыскания, отсутствие продвижения по службе или повышения заработной платы), или вполне лояльными рядовыми сотрудниками, пытающимися повлиять на некорректную политику компании в отношении рабочего коллектива или спорные решения в развитии и продвижении компании на рынке.

Саботажники крайне редко преследуют материальные цели. Это ключевое отличие саботажа от обычных внутренних угроз, когда инсайдер заинтересован исключительно в наживе. Движущей силой саботажника являются эмоции: обида, месть, возмущение, жажда справедливости, желание достучаться до руководства, доказать собственную значимость, а никак не повысить свое материальное благосостояние.

Согласно данным компьютерной группы реагирования на чрезвычайные ситуации CERT (Computer Emergency Response Team) и Секретной службы США, в 84% случаев саботажники жаждут мщения, в 41% – хотят донести свою ярость до окружающих, 24% диверсантов с помощью саботажа выражают свое несогласие с политикой или культурой компании, а 12% – просто желают, чтобы их оценили по достоинству. При этом более чем в половине инцидентов у саботажника имеются одновременно несколько мотивов.

Степень воздействия саботажа будет различаться в зависимости от уровня эмоционального накала, сути проблемы, этики сотрудников, а главное от преследуемых ими целей (нанести ущерб или добиться конструктивного диалога).

Так, обиженный на руководство служащий, которого обошли очередным повышением, может желать только нанесения максимального ущерба работодателю, ему никакой диалог с начальством не нужен. Но возможна и ситуация, когда один или несколько неравнодушных работников наблюдают принятие спорных решений своим непосредственным начальством и пытаются с помощью саботажа достучаться до вышестоящего руководства. В последнем случае саботирование может носить очень мягкие формы, не выходящие за рамки законности, например уход с работы вовремя или выполнение исключительно оговоренных трудовым договором должностных обязанностей.

Таким образом, работодателям стоит опасаться в первую очередь деструктивного саботажа, в то время как саботаж конструктивный несет в себе рациональное зерно: его цель улучшить ситуацию в организации, решить конкретные проблемы коллектива, а не нанести ущерб или лишить компанию доходов. К сожалению работодателей, гораздо чаще встречается именно деструктивный тип саботажа, наиболее опасный для результативной работы компании, о нем и пойдет речь далее.

Опасности корпоративного саботажа
Залогом успеха современного бизнеса во многом является его непрерывное функционирование. Знающий слабые места в организационной или технической системе сотрудник способен нанести весьма чувствительный удар по компании, отправив, например, сообщения вызывающего содержания крупным партнерам и клиентам, уничтожив критически важные данные или опубликовав в открытом доступе конфиденциальную информацию. Подобные инциденты чреваты ухудшением атмосферы в рабочем коллективе и даже угрозой здоровью сотрудников организации, но львиная доля убытков имеет все-таки материальное выражение.

Работодатели зачастую заблуждаются, считая, что саботаж способен причинить исключительно косвенный урон. По данным CERT и Секретной службы США, 81% организаций, вследствие корпоративного саботажа, несет прямые финансовые потери. И потери эти существенны: менее половины компаний, ставших жертвами саботажа, лишились не более 20 тыс. долл., при этом каждый десятый случай саботажа обходится компаниям в более 1 млн долл.

Наиболее подверженным саботажу сектором являются телекоммуникации и информационные технологии, на их долю приходится более 60% подобных случаев, далее с большим отрывом следуют государственные структуры, на их долю приходится 16% случаев. При этом 82% пострадавших от саботажа организаций представляет частный бизнес.

Способы саботажа, которые используют диверсанты, довольно широки, наиболее част являются удары по информационной системе или сети, саботаж торговых операций и информационный саботаж. Также случаются попытки причинить ущерб конкретным лицам и целевое нанесение урона репутации компании.

Портрет типичного диверсанта
В 98% случаев инициатором саботажа независимо от возраста и семейного положения выступает мужчина. Причем чаще всего диверсантами являются специалисты так или иначе связанные с информационными технологиями. При нынешнем уровне компьютеризации бизнеса именно они способны нанести компании наиболее болезненный удар.

Потенциальным индикатором вероятного саботажника может стать предшествующий неприятный инцидент на работе: увольнение (в 47% случаев), конфликт с коллегами (в 20% случаев), отсутствие повышения (13%). 85% всех диверсантов обижены или рассержены на кого-то, представляющего компанию. И жертвой саботажа может оказаться как этот «виновный в бедах» злоумышленника человек, так и компания в целом.

Также более чем в половине случаев коллеги характеризуют злоумышленника как вспыльчивого и раздражительного человека.

Как распознать диверсию и управлять ситуацией
Следует различать саботаж как разовую вредительскую акцию и длительные планомерные действия одного сотрудника или группы. В первом случае о факте саботажа становится известно довольно поздно, когда работодатель уже фактически сталкивается с отрицательными последствиями: недовольством оскорбленных клиентов, необходимостью восстанавливать уничтоженные данные или неизвестно откуда появившимися вирусами на корпоративном сервере компании. Фактически работодателю остается только ликвидировать последствия и пытаться минимизировать урон, нанесенный компании. Конечно же, можно заранее выявлять людей, потенциально способных на диверсию, и эта задача лежит в сфере деятельности кадровых специалистов еще на стадии отбора кандидатов на вакансии.

Второй случай дает внимательному руководителю гораздо больше возможностей для раскрытия и предотвращения саботажа. Снижение рабочих показателей в компании, пессимистичные настроения в коллективе, участившиеся опоздания сотрудников, задержки после обеденного перерыва, рост количества ссор и конфликтов между сотрудниками, подозрительно частые больничные и отгулы являются серьезным основанием для того, чтобы попытаться выявить недовольных, негативно влияющих на своих коллег.

Очень важно как можно быстрее выявить зачинщика саботажа и разобраться в его мотивах, чтобы пресечь развитие конфликтной ситуации. В крайнем случае, если с диверсантами не удается договориться, можно просто избавиться от людей, создавших эту ситуацию. Но это крайняя мера, которую по возможности следует избегать.

Если причина саботажа кроется в недовольстве коллектива формой управления и отношением начальства, возможно, имеет смысл пересмотреть свои подходы к руководству компанией, потому что именно руководитель является «цементом», скрепляющим коллектив.

Профилактика
И, разумеется, наиболее эффективным средством борьбы с саботажем являются профилактические мероприятия, ответственность за которые лежит на кадровой службе компании и ее руководстве:
• проведение тщательной проверки кандидатов еще на этапе приема на работу, чтобы отсеять людей, не отвечающих духу организации и потенциально способных на конфликты;
• сотрудникам должны быть ясны и близки цели и политика компании;
• регулярное личное общение руководства с сотрудниками позволяет постоянно держать руку на пульсе и решать большинство конфликтов еще на стадии зарождения;
• открытость информации об успехах и проблемах компании дает возможность сплотить коллектив и препятствует возникновению разногласий;
• сотрудникам должна быть предоставлена разумная степень самостоятельности, чтобы они могли почувствовать свою причастность к успехам компании, ощутить чувство гордости за достигнутые результаты. Такой сплоченный коллектив будет очень сложно расколоть потенциальным недоброжелателям;
• все сотрудники должны четко знать и понимать свои функции и обязанности;
• важно использовать все доступные организации технические и организационные средства защиты конфиденциальной информации и критически важных объектов и ресурсов;
• осуществление тщательного контроля сотрудников, имеющих широкие права доступа к информации и ресурсам организации.

Не все спокойно в Датском королевстве
Саботаж в любой форме – это сигнал для руководства компании, что существуют серьезные проблемы в управлении рабочими кадрами. И если саботаж принимал коллективные формы, возможно, стоит задуматься о стратегиях и принимаемых решениях.

В настоящее время необходимым условием эффективного функционирования бизнеса является непрерывность, и любая угроза, способная остановить производственные процессы, должна становиться объектом пристального внимания различных служб и руководства организации. Саботаж способен нанести компании ущерб не менее, а возможно, и более ощутимый, чем любая внешняя угроза, поскольку его эффект и последствия подобны удару в спину. Именно поэтому руководство компании, служба безопасности и кадровая служба должны предпринимать все усилия, чтобы избежать возникновения ситуации, способной нанести урон экономической безопасности предприятия.

Раздел: Служба персонала
Дата: 14-10-2013




Имя:

Комментарий:


Код подтверждения:
№8 - 2013


В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
Календарь
01.01.1970



Copyright © 2000-2017 "Центр Компьютерного моделирования "Перспектива" Тел: +7 (926) 011-67-54 E-mail: info@csc.ru
Новости | Интервью | Пресс-релизы | События

Все поля необходимы для заполнения.






Введите e-mail указанный при регистрации.



Для того чтобы иметь доступ к полному тексту статьи необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.
Для того чтобы иметь возможность просматривать журнал необходимо быть зарегистрированным пользователем и авторизоваться.

Макеты принимаются на компакт-дисках CD-R ,CD-RW, DVD-R, DVD-RW, устройствах, поддерживающих USB. Файлы также могут быть отправлены с помощью электронной почты.

Редакция журнала "Безопасность: информационное обозрение" серьезно относится к художественному оформлению журнала. В случае, если рекламные макеты вызывают замечания с художественной точки зрения, редакцией журнала может быть предложена разработка нового оригинал-макета.

Требования к форматам файлов

Макеты в прочих форматах обсуждаются индивидуально.

Не принимаются оригинал-макеты в форматах Microsoft Word, Excel, Power Point.

Требования к элементам макета издания

Все элементы, печатаемые в край полосы (под обрез) должны иметь "вылет" за край обрезного формата (доливку под обрез) - 5 мм.

Требования к содержанию рекламных материалов:

• Рекламные материалы должны соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
• Реклама должна соответствовать содержанию той страницы сайта, на которую ведет рекламная ссылка, быть достоверной, не вводить потребителя в заблуждение.

Требования к сайту рекламодателя:

• На странице сайта рекламодателя, на которую ведет рекламная ссылка, не должны открываться дополнительные окна (PopUp или PopUnder).
• Страница, на которую ведет рекламная ссылка, должна корректно открываться в браузере и не содержать ошибок скриптов и программ.
• Если страница сайта, на которую ведет рекламная ссылка, при размещении или в ходе рекламной кампании не отвечает или открывается некорректно, размещение будет приостановлено до исправления ошибки.

Иные требования:

• Администрация Securityinfowatch.ru оставляет за собой право отклонить любой рекламный материал без объяснения причин.

Поддерживаемые форматы баннеров

Поддерживаемые форматы JPG, PNG.

Размеры размещаемых баннеров в пикселях 990x90, 728x90, 245x245, 245x50.

Допустимый размер баннера в килобайтах определяется его размером в пикселях:

Рекламный баннер должен иметь видимые границы, т.е. быть обведенным в рамку, не совпадающую с цветом фона (по умолчанию белым).

При необходимости наши специалисты изготовят необходимый Вам баннер. Условия изготовления и расценки обсуждаются индивидуально и зависят от уровня сложности работ.