Построение модели угроз на основе «пяти сил конкуренции» М. Портера Практика показывает, что, озаботившись изучением новых угроз и проблем, сотрудники служб безопасности могут упустить из виду известные приемы и методики, ставшие классикой в исследовательских кругах. Предлагаем освежить в памяти принцип выявления угроз на основе модели Майкла Портера. Компании существуют на рынке в условиях постоянной борьбы с конкурентами. Особенности конкурентной среды и действия со стороны «противника» оказывают большое влияние на политику, планы и маркетинговые решения организации. Для прогнозирования факторов риска, выявления угроз и выработки стратегии бизнеса эксперты часто используют методику, разработанную профессором кафедры делового администрирования Гарвардской бизнес-школы Майклом Портером. 1. Сила новых конкурентов Приносящие прибыль рынки привлекают большое количество новых участников. Их появление зачастую сулит множество угроз бизнесу и снижение доходов. Появление соперников может быть обусловлено, например, незначительной долей риска по сравнению с другими отраслями, незначительными финансовыми затратами, необходимыми для входа в отрасль, ее перспективностью и т.п. В борьбе с новыми игроками поможет осознание следующих факторов: • Экономия на масштабе. Цена единицы продукции напрямую зависит от масштабов производства, на которых новичкам часто приходится экономить в силу финансовых причин. В результате участники не выдерживают ценовой конкуренции. • Дифференциация. Новичкам приходится серьезно тратиться на маркетинг, поскольку их продукция, в отличие от более ранних аналогов, мало кому известна. • Издержки. Серьезным барьером для молодых компаний является потребность в крупных первоначальных инвестициях и затратах на обучение персонала, техническую поддержку, покупку нового оборудования и т.п. • Дистрибуция. К снижению прибыли новичка приводит отсутствие у него налаженных каналов распространения продукции, без которых невозможен захват существующей доли рынка. • Барьеры входа. Важным сдерживающим фактором для новых компаний может стать отсутствие патентов, при помощи которых опытные игроки защищают себя от кражи технологий и копирования своей продукции. • Помощь государства. Крупные, давно существующие предприятия имеют больше шансов получить финансовую помощь от правительства, чем новички, за исключением ситуации, когда государство пытается продемонстрировать поощрение конкуренции. • Преданность бренду. Часть потребителей отдаст предпочтение более известной и привычной продукции. 2. Сила товаров-заменителей Наличие на рынке альтернативы выпускаемому товару может оказать влияние на его цену. Ключевым фактором, определяющим серьезность угрозы со стороны товара-заменителя, является соотношение цены и качества для оригинального товара и товара-заменителя. 3. Сила покупателей Привлечь внимание покупателей можно, постоянно снижая цены, повышая качество товаров, услуг и обслуживания. Согласно М. Портеру, по силе воздействия на бизнес потребителей можно приравнивать к конкурентам, поскольку удовлетворение вышеперечисленных аспектов ведет к снижению прибыли компании. Значимость влияния покупателей на бизнес зависит от таких факторов, как количество потребителей, их ценовая чувствительность, доступность информации, наличие и качество товаров-заменителей и др. 4. Сила поставщиков Поставщики сырья, компонентов и т.п. могут оказывать значительное слияние на деятельность компании, поскольку в их силах поднять цены, прекратить сотрудничество с производителем или снизить качество собственного товара. Сила поставщика зависит от степени известности его бренда, широты спектра предлагаемых им товаров, влияния на установку средних цен по стране, финансового состояния поставщика и его доминирования на рынке. 5. Сила существующих конкурентов Толчком к усилению конкуренции может стать присутствие на рынке большого числа соперничающих организаций и относительное равенство их сил. Дополнительными стимулами для конкуренции могут служить: • низкие темпы роста отрасли; • высокий уровень постоянных издержек; • рост производственных мощностей • высокие входные и выходные барьеры; • преследование одной из компаний серьезных стратегических целей. Не стоит забывать, что «модель пяти сил конкуренции» была изобретена достаточно давно – в 1979 г., и известна многим экспертам, а потому ее использование желательно лишь в качестве основы для последующей работы над стратегией ведения бизнеса. Автор: Сергей Мартьянов Раздел: Конкурентная разведка Дата: 14-10-2013 |
№8 - 2013
В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
|