«Троянское обучение» как коррупционная составляющая Качество и организация учебного процесса на предприятии имеют стратегическое значение. Бурное развитие специализированных тренинговых центров и дистанционных курсов с использованием новейших разработок только подтверждает это. Успешный специалист должен постоянно работать над собой, повышать квалификацию и пополнять свои знания – в противном случае они безнадежно устареют. При этом количество времени, отводимого на подобные занятия, с каждым годом все уменьшается. Отчасти именно по этой причине набирает рост коррупционная составляющая в образовании и рост числа «бумажных» специалистов. Стремясь соответствовать вышеозначенным требованиям, но обладая при этом ограниченным временным ресурсом, многие специалисты готовы купить необходимые сертификаты, дипломы, свидетельства о повышении квалификации. Под покупкой понимается не банальная передача денежных средств нечистым на руку работникам учебных учреждений, а гарантированное получение нужного документа. То есть покупатель проходит лекционный курс, выполняет практические задания и в конце обучения сдает итоговый экзамен. Но, учитывая гарантированный результат успешного завершения учебы, такой обучающийся может выполнять все эти задания «для галочки». Благо современная модель сертификации персонала, а также организация учебного процесса этому способствуют. Проблему усугубляет тот факт, что сегодня в России наблюдается бум сертификации, а на собеседовании при приеме на работу такого сотрудника подтвержденные документом знания практически не проверяются. Соответствие занимаемой должности выясняется при возникновении критических инцидентов, решении комплексных задач, поскольку низкая квалификация сотрудника может привести к катастрофическим последствиям. Среди проблем, связанных с некачественным обучением персонала, сегодня на первый план выходит так называемое «троянское обучение». Данный термин, который был введен доктором психологических наук, профессором факультета психологии ГУ-ВШЭ Александром Николаевичем Поддьяковым в 2002 г., обозначает скрытое, неявное обучение тому, что организатор занятий считает необходимым для достижения тех или иных целей, часто при декларировании для обучаемого существенно иных задач. «Троянское обучение» можно считать одним из методов конкурентной борьбы, при котором преимущество над оппонентом достигается путем подмены самого понятия «обучение». При такой стратегии даже хорошо зарекомендовавшие себя в определенной отрасли специалисты могут давать другим заведомо неправильные, неоптимизированные, излишне раздутые советы и консультации под видом единственно возможного выхода. При этом данное решение будет иметь специфический, а не универсальный характер, и применимо к отдельно взятой задаче. По факту возникновения следующего инцидента пострадавшая сторона также обратится за консультацией, и получит конкретное, специальным образом сформулированное решение без рекомендаций по предотвращению подобных случаев. Таким образом происходит постепенное попадание в зависимость от консультирующей стороны, которая и дальше будет искажать данные, повышая свою конкурентоспособность. Примером такого обучения может служить, например, программа повышения квалификации персонала заказчика какого-либо сложного технологического комплекса у крупного интегратора или компании-производителя. Преследуя финансовую или любую другую выгоду, компания-производитель может умышленно накладывать ограничения на обучение персонала, проводить занятия на устаревшем оборудовании или версии программного обеспечения. При отсутствии должного опыта подобные действия не смогут быть сразу идентифицированы, и при возникновении нештатных ситуаций снова последует обращение в обучающую компанию. При наличии коррупционной составляющей модель «троянского обучения» становится еще более выгодной для тех, кто осуществляет обучение и консультирование. В таком случае как минимум финансовая выгода для обучающей стороны увеличивается, так как теперь денежный поток идет не только от тех, кто заинтересован в обучении, но и от тех, кто, как и «троянские» учителя, не стремится к передаче полезных и актуальных знаний. Причем цена, которую может заплатить заинтересованная в «троянском обучении» сторона, подчас выше той, которую платит обучающийся. Также в этом случае возможно скрытое навязывание использования определенных технологий и методов. При этом у обучающегося сохраняется иллюзия выбора и видимое «пространство для маневра». Поскольку обучение в какой-либо области, как правило, ограничивается изучением технологий и способов решения задач определенных вендоров, часто лидеров в своей отрасли, проверить эффективность таких решений можно только на практике, причем необходимость реального применения специфичных научных знаний может и не наступить. В качестве рекомендаций хотелось бы выделить следующие положения: 1. На этапе приема на работу персонала с наличием соответствующих сертификатов необходима хотя бы первичная проверка знаний по подтвержденной этим документом тематике. Рекомендуется приглашать на собеседование уже зарекомендовавших себя штатных специалистов в данной области, которые смогли бы провести тестирование. 2. При планировании обучения персонала с участием сторонних организаций последних следует выбирать особенно тщательно. Нелишним будет сделать запрос на предприятия, которые уже воспользовались аналогичными услугами. Зачастую хорошие тренинговые центры функционируют достаточно продолжительное время, предоставляют полный комплекс услуг и (помимо превосходной организации учебного процесса и богатого оснащения, наличия соответствующей документации) обладают центрами тестирования (например, Pearson VUE) и сдачи сертификационных экзаменов. 3. Не стоит экономить на обучении персонала. 4. Способом борьбы с вышеозначенными проблемами может стать мотивация сотрудников, информирование о том, что качественная сертификация, возможность обладать реальными, а не «бумажными» знаниями – это путь вверх по карьерной лестнице. Учитывая относительно малый срок общепризнанного существования «троянского обучения», эта проблема пока не получила широкой огласки. Однако если тенденция скрыто обучать другого субъекта тому, что для него невыгодно, вредно и опасно, но соответствует интересам организатора обучения, продолжит развиваться, знаменитое выражение Фрэнсиса Бэкона «знание – сила» может обрести противоположное значение. Автор: Антон Козлов Раздел: Служба персонала Дата: 14-10-2013 |
№8 - 2013
В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
|