Конфликты. Зачем о них знать безопаснику Не хочу никого обидеть, но лично для меня психология всегда была в какой-то мере псевдонаукой. Ведь человеческое поведение далеко не всегда является предсказуемым. Тем не менее я признаю, что в некоторых ситуациях спрогнозировать реакцию на то или иное событие реально. Например, во время конфликта. В этом материале мы рассмотрим конфликт в контексте информационной безопасности и подробно разберем не только его структуру и причины, но и варианты разрешения ситуации. Теоретизируем Прежде всего, для предметного обсуждения конфликта необходимо убедиться, что понимаем мы под этим словом одно и то же. Именно поэтому сформулируем определение. Конфликт – это противоборство двух сторон. Говоря языком математики, это определение необходимое, но недостаточное. Оно упускает много нюансов. Во-первых, сторон все же не две, а три. Вспомните любой анекдот про тещу. Она и есть та самая третья сторона, которая натравливает жену на мужа. В контексте информационной безопасности третьей стороной выступают все те, кто получит выгоду от утечки информации. К примеру, конкуренты подкупают сотрудника нашей компании. В этом случае конфликт происходит между сотрудником и компанией, а третьей стороной являются конкуренты. Другой пример: обиженный сотрудник из чувства мести (а заодно и личной выгоды) крадет какую-либо информацию, чтобы в дальнейшем кому-нибудь продать. В данном случае третьей стороной выступит «таинственный покупатель», так как именно ему это принесет наибольшую выгоду. Наконец, даже если кто-то просто выложит в Сеть «чувствительную информацию» без корыстных мотивов, третьей стороной выступят конкуренты, так как им выгодна такая ситуация хотя бы с точки зрения имиджа. К чему все эти примеры? Ответ прост – всегда ищите третью сторону. Итак, с количеством участников конфликта разобрались. Приступим к «противоборству». Ничто не возникает просто так, и конфликты в том числе. Для противоборства нужны причины и повод. Но перед ними существует еще одна стадия – противостояние. Это своеобразная подготовка к активным действиям, заключающаяся в том, что обстановка между конфликтующими сторонами накаляется до определенного предела «по нарастающей». В качестве примера можно привести двух мужчин, которые кричат друг на друга все громче и громче. Но до бесконечности они этим заниматься не будут, а значит, конфликт либо не начнется (его участники разойдутся каждый в свою сторону), либо после очередного «сам дурак!» наступит переход в активную стадию (начнется драка). По сути, конфликт – это «буфер» между двумя состояниями «системы». Давайте вспомним басню про «Лебедя, Рака и Щуку». Это хрестоматийный пример конфликта: нужно перетянуть воз, то есть переместить его из точки 1 в точку 2. Пока герои басни стоят и рассуждают, в какую сторону тянуть – это противостояние. Как только кто-либо из них начнет двигаться (то есть перейдет к активным действиям), возникнет конфликт. Но каковы причины конфликтов? Главной причиной конфликта является невозможность одной из сторон достичь поставленной цели. Целей может быть несколько: жизненно важные ресурсы, социальный статус или личные ценности. К примеру, если сотрудник затаил обиду на начальника за то, что тот его отчитал на глазах у коллег, в качестве причины конфликта будет выступать социальный статус, так как именно его работник лишился. Приведенные выше рассуждения удобно проиллюстрировать блок-схемой, позволяющей наглядно увидеть структуру конфликта. Раздел: Служба персонала Дата: 15-10-2013 |
№8 - 2013
В октябрьском номере журнала "Безопасность: Информационное обозрение" мы рассмотрели такие важные вопросы, как правила построения кадровой и информационной безопасности компании, выявление рисков корпоративного мошенничества и подбор частного охранного предприятия.
|